MEGA | Форум нового поколения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » MEGA | Форум нового поколения » Искуство » Граффити


Граффити

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Graffiti, как альтернативное искусствоТермин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники.

Слово "граффити" происходит от греческого "graphein" ("писать"). Первые примеры граффити были обнаружены уже в древнеримской культуре. Правда, нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.

Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют "писателями". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.

Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.

В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.

Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами.

Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.

Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют "Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.

Собственно, из Америки граффити перекочевало в Европу, Австралию и даже Японию, где оно отличается очень мрачными, фантастическими и порой жестокими сюжетами. Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Сегодня граффити - это мировое движение, о котором не перестают дискутировать, снимают фильмы (например, "Subway Art" (1984) и "Spray-can Art" (1987)). Среди писателей граффити есть и женщины, но их немного. Самые известные - Lady Pink, Omega и Reminisce.

Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей.

0

2

Все о граффити
Чтобы познакомиться с этим видом современного искусства, не нужно посещать музеи и художественные галереи. Жители Нью-Йорка, Чикаго и Лондона уже сталкиваются с ним на улицах и в подземках. Теперь граффити осваивает Москву. Европейской столицей граффити-арта является Лондон. Тут в отличие от Нью-Йорка, где основной бомбежке спрейщиков подвергалась подземка, все картины изначально рисовали на заборах и фасадах домов. Вообще европейцы в отличие от американцев намного либеральнее подошли к граффити. К примеру, в Париже и ряде других евро-столиц искусство граффити, по сути, легализовано. У истоков появления граффити-арта в основном стояли хип-хоперы, среди которых одинаково часто встречались как черные, так и белые ребята.

Сегодня граффитчиков можно условно разделить на две категории. Первые превыше всего ставят художественную ценность рисунка, вторые подходят к искусству граффити как к средству выражения своих идей. Например, радикально настроенные панк- и хардкор группировки являются авторами лозунгов вроде Punk not Dead, Straight Age или Go Vegan. Если с первым заявлением о вечной жизни панков все понятно, то про остальные надписи можно сказать следующее. Go Vegan - излюбленный слоган суровых молодых людей, слушающих тяжелую музыку, но при этом имеющие нежные сердца. Эти ребята не могут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. Они - вегетарианцы. Чуть менее задвинутые на сохранении флоры и фауны персонажи предпочитают слоганы типа Straight Age. Они пропагандируют здоровый образ жизни, уважают музыку таких групп, как Sick Of It All или War Zone. Говорят, стрейтэнджеров можно встретить и в России на хард-коровых клубных концертах групп XXX, Б-67. Ты думаешь, граффити это для всех, для народа? Нет. Граффити - это для избранных, для продвинутых, для грамотных.

Граффитчики (за исключением завернутых на определенной идее) находят особый кайф в том, чтобы зашифровать свое сообщение, придумать страшно неудобоваримый шрифт, чтобы написать очень простое слово, которое сумеют прочесть только свои. Такая головоломка, шифровка. Хотя на самом деле - просто обманка. Зачем шифровать то, что знают все? Например, слова hip-hop или unity. Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, сводку информбюро. Смысл этого занятия в том, чтобы граффитить запретные стены, творить там, где нельзя, и бороться за свободу рисовать где угодно. Неважно что: название crew, твою кличку, прыгающего скейтбордиста или сложную абстрактную картину. Если не считать за street-art надпись "Наша цель - коммунизм" или "Обгоним и перегоним", то можно сказать, что в России первые серьезные граффити начали появляться в середине девяностых. Как и во всем мире, они стали делом рук радикально настроенных панков и хип-хоперов.

Сегодня в Москве существует множество "крю" занимающихся граффити-артом, наиболее известные из которых Da Boogie Crew, Bee Crew, Ice Crew, BFG Crew. Они представляют собой группировки (Люберецкая - не в счет) или попросту тусовки людей, объединенных общей идеей и пристрастиями. Причем, как правило, в crew существует своего рода разделение труда: одна часть тусы рисует граффити, другая - катается на скейте, третья - играет музыку. Причем туда входят также просто сочувствующие бездельники, многочисленные друзья и фэны, которые вместе тусуются. Как и в любой компании, у любого crew есть своя внутренняя мода, свои неписаные законы, свои телеги. Наряду со всевозможными crew существуют свободные спрейщики, не входящие в какие-либо группировки. Их граффити, как правило, являются самыми интересными, потому что эти "вольные стрелки" не зациклены на какой-то одной идее, фразе, рисунке. Особенно крутыми считаются те спрейщики, которые разработали свой собственный, узнаваемый стиль рисунка.

Иногда граффитисты выполняют коммерческие работы - расписывают магазины ("Маска" на "Красных воротах"), клубы ("Гетто" в Новокосино), уличные стены. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаяь с идеологией, целиком переходят на заказные работы.

По нашему законодательству незаконно нанесенный рисунок в местах общественного скопления может расцениваться как хулиганство. Несмотря на это, серьезных прецедентов, касающихся спрейщиков, в Москве пока не было. Рисуют спрейщики чаще всего летом, когда ночи длинные и светлые. До трех утра ищут хорошие места, после трех - творят. Иногда за один раз не успевают. Для того чтобы сделать большое хорошее граффити, иногда требуется два-три дня. Дабы избежать столкновения с милицией, да и просто с "правильными" горожанами, граффитчики часто работают со своими ребятами из crew.

Существуют бесконечное множество стилей граффити. Самый простой стиль граффити называется tagging (дословно с английского - "вешать ярлык"). С этого самого тагинга в свое время все и началось. По большому счету надпись "Здесь был Леонид" - тоже граффити, выполненное в стиле тагинг. Со временем сам графический рисунок усложнился, спрейщики начинали активно использовать разные цвета и придавать рисункам объем. Новую формулу граффити назвали throw up (в переводе "выделять, оттенять"). Сейчас модно рисовать замороченные граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild style. Крутыми и, пожалуй, самыми сложными, являются изображения людей, например портрет погибшего друга или любимой девушки: Найти граффити на русском очень сложно, оригинальные высказывания - фактически нереально, признания в любви - невозможно.

0

3

История граффити
Слово "граффити" происходит от итальянского "graffito", то есть 'нацарапанный'. Иным уличным художникам такая этимология явно не по нутру. Что ни говори, между "неофицальными" надписями типа "куплю-продам", обнаруженными при раскопках на стенах римского форума (вот они - итальянские корни) и современным искусством граффити "дистанция огромного размера". Дистанция не столько даже временная, сколько стилистическая. Да и "царапать" среди серьезных мастеров нынче как-тo не принято: наждачная бумага или скажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, но не художника. И все же граффити pодом именно оттуда - из выведенных неумелой рукой надписей типа: "Здесь был Киса, Фуфел, Килрой:" Или лорд Байрон. Да-да, тот самый. Так что, если вдруг доведется кому, к примеру, попасть в Шильонский замок, то знайте: вам непременно покажут, на какой именно колонне мрачного каземата оставил свой автограф мятежный гений.

Конечно, не все надписи были столь бесхитростными. Попадались среди них и проникновенные посвящения, и магические формулы. В течение многих столетий безымянные авторы изливали на стенах душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей.

Иной раз граффити становилось даже источником вдохновения. Слово 'рок' (в смысле, 'судьба'), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. До 70-х годов нынешнего столетия граффити воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Специалистов волновало 'Что и зачем пишут люди на стенах?' (название одного капитального 'граффитоведческого' труда). Вопрос 'как' ученые умы занимал мало по той простой причине, что сами граффитисты на 'как' внимания практически не обращали. 'И слова пророков написаны на стенах подземки' - поется в известной песне Саймона и Гарфанкела конца 60-х годов. Но новые пророки Нью-Йоркских улиц были еще и художниками, они говорили не одним словом, но и цветом, и линией тоже.

Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Отсюда, кстати, и обилие хип-хоповских словечек в слэнге нынешних граффитистов, а люди, желающие заполучить граффити-сувенир, давно усвоили, куда надо держать путь. В 'шопы', торгующие хип-хоповской всячиной, хотя исконное граффити, то есть произведение: а) масштабное, б) индивидуальное и в) сотворенное не ради денег, а для души, там попадается куда реже растиражированного ширпотреба. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко 'заимствовали' у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для 'начинки' обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта.

Есть, конечно, среди граффитистов и 'чистые' художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: 'писатель' или 'шрифтовик'. Исторически это писательство развилось из так называемых 'тэгов' - стилизованных 'автографов' или авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и - соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве 'тэггера' постигает азы мастерства. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков стали поезда подземки. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда 'обновленными'. Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагонеподземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города.

В 1975 году глазам удивленной публики предстало 'полотно' размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же 'неподходящими' считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятст- вием. Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечном начальничьем 'не положено' - немало граффитистов, и в самом деле, не столько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствие мастерства и вкуса.

В середине 80-х 'подземное' начальство выжило-таки граффитистов из своих владений. 'Есть множество юных умов, которым есть что поведать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами МТА' - подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известный рэппер и уличный художник Футура-2000.

Уже в наши дни в 'городе желтого дьявола' видимо-невидимо развелось так называемых 'граффити-туристов'. По признанию одного изних, 'это такой кайф - вернуться к себе и рассказать всем знакомым, как ты изобразил что-то на стене дома в самом Нью-Йорке!' И пусть тот не считается больше мировой столицей граффити - года три назад этот титул 'отобрал' у него Лос-Анджелес. Но Нью-Йорк по-прежнему почитается как 'колыбель' граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом. Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество направлений и течений. От считающихся ныне уже немодными 'надувных' буквмастеров 'старой школы' до невероятноизощренного, требующего немалого мастерства и сноровки 'wild style', в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере.

"Wild style". Именно так назывался и "граффити" - фильм (1982 г.) независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого 'расписывал' поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась 'интересной социологически, но наивной драматургически'. Два года спустя вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием 'Beat Street', ставшая культовым хип-хоповским фильмом. 'Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги 'Subway Art', считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого 'писателя' - понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих букв и тем, как они соединяются'. А техническое мастерство и индивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. 'Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному'. Как, впрочем, и 'черновик', куда заносятся и где потом бесконечно шлифуются все новые идеи.

Символично название одного документального фильма, посвященного граффити, - 'Война стилей'. На заре современного уличного искусства основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крестнакрест. Одно время в Нью-Йорке была дажее команда ТСО, то есть 'the cross outs' (англ. 'cross out' - 'вычеркивать'), которая, судя по названию, решила объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера.

Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны за определенное время (oт нескольких часов до дня) 'заполнить' часть стены. Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время - обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет 'освоить' большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффитист или 'команда'. О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее собственно насилия. Еще одно напоминание об извечном споре 'кто - кого?' - названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко заканчиваются 'К' - 'kings'. Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т.д. Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на 'писательский' стиль.

История граффити как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда 'первописатели' вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя 'увесистыми' буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку.

Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые 'законные стены и дворы'. Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и 'зоны нетерпимости', их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые 'копы', под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих любленных 'объектах' и поставщиках краски, также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпшир недавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити 'битьем деревянной палкою по голому заду'. Но пока битье вроде бы оставлено. До неопределенных времен.

В Филаделфии решили навалиться на крамольников всем миром. Составлен список десяти 'самых опасных' граффитистов. В кампанию активно включлись и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж.

Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом , а значит, и граффити - там воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко 'tagbanger' (производное от "tagger' и "gangbanger' - так на слэнге обзывают участников 'групповухи'). Придумали его сами граффитисты, вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек? Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу.

Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника как "потерянного' подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит. Европа за последние годы заметно "ограффитилась". Уже говорят об итальянском и французском граффити. Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой скандинавский пейзаж. "Существует масса возможностей приложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший себя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне и со вкусом'.

История нашего (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне закономерно, ведь и то и другое - часть культуры хип-хоп. "В середине 80-х,- вспоминает один из основоположников российского граффити, калининградец Макс-Навигатор, - по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в разных городах СССР - от Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу". Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. "Через знакомых моряков, бывавших в Америке, - говорит Макс,- мы буквально по клочку выцарапывали все, что имело хоть какое-то отношение к нашему увлечению'. Он был просто шокирован, когда в первый раз увидел на фотографиях разрисованные поезда нью-йоркской подземки. Не меньший шок поджидал его в Риге при виде 'живого' граффити, выполненного Крысом. 'В тот момент я многое для себя решил. Рисовать бросился тут же, "одолжив" в рижском магазине десяток баллончиков с аэрозольной эмалью (спасибо Латвбытхиму' - он единственный в стране помогал нам краской в аэрозоли)". Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. В северной столице граффити тогда активно занимались Баскет и Бармалей (Баскет со временем перебрался в Москву, сейчас он дизайнер - по отзывам специалистов, дизайнер высококлассный).

Спустя почти десять лет 'раскачалась', наконец, и Москва. То, что в Риге и Калининграде граффити прижилось почти сразу же (не в пример в Москве), - не только огромная личная заслуга Крыса, популяризировавшего хип-хоп на Балтийском побережье. Есть тут и иная причина, куда более прозаичная. Необходимая для настенной росписи краска аэрозоль в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в "континентальной" России. (Не забывайте, что для граффитиста немаловажно не только количество исходного материала, но и его качество и цветовое разнообразие.) "В Калининграде баллон хорошей краски обойдется вам в доллар, в Москве - в пятерку, а хватит его на метр - от силы полтора - росписи", - делится невеселыми подсчетами Матрас, один из немногих "серьезных" столичных граффитистов (слушателям Станции 106,8 Матрас и его Da Boogie Crew хорошо знакомы по программе "Фристайл"). Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Макс в свое время сделал ход конем: он пришел в родную калининградскую мэрию с кипой фотографий. На одних были его собственные работы, на других - стены домов с выведенными на них общеизвестными ругательствами. В мэрии схватились за голову и срочно отвели Навигатору несколько мест в городе, чтобы хоть как-то облагородить "визуальную среду". Так что Максу, по его собственному признанию, куда больше проблем доставляют простые сограждане. "Раз какая-то бабуська разглядела в моей букве "К" свастику и полгода ходила по инстанциям с требованием уничтожить рисунок. Или иногда тинейджеры считают, что мои работы 'недоделаны' и пытаются подкрасить их". Ну, так то Калининград, вздыхают московские граффитисты. В столичную мэрию поди достучись! Тут другой масштаб и другой менталитет. Хотя индустриальной Москве, как верно замечают приезжие мастера, "явно не хватает свежих, ярких граффити, которые радовали бы глаз и грели душу".

В последнее время наше граффити заметно помолодело. Рядом с тридцатилетними художниками "первого призыва", которым практически до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза. Правда, при этом, по мнению Матраса, на всю Россию отыщется лишь три-чтыре человека, которые очень активно занимаются граффити, еще человек 15-20 'встают к стенке' время от времени. Для большинства же это просто дань моде, которая, как и всякая иная мода, преходяща. Но, по словам "стариков", мода - модой, а все же многие наши молодые граффитисты рисуют "даже поинтересней художников из соседней, уже изрядно "подкрашенной" Польши

0

4

Несколько слов о советском граффити
История нашего (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне закономерно, ведь и то и другое - часть культуры хип-хоп. "В середине 80-х,- вспоминает один из основоположников российского граффити, калининградец Макс-Навигатор, - по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в разных городах СССР - от Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу". Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. "Через знакомых моряков, бывавших в Америке, - говорит Макс,- мы буквально по клочку выцарапывали все, что имело хоть какое-то отношение к нашему увлечению". Он был просто шокирован, когда в первый раз увидел на фотографиях разрисованные поезда нью-йоркской подземки. Не меньший шок поджидал его в Риге при виде "живого" граффити, выполненного Крысом. "В тот момент я многое для себя решил. Рисовать бросился тут же, "одолжив" в рижском магазине десяток баллончиков с аэрозольной эмалью ".

Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. В северной столице граффити тогда активно занимались Баскет и Бармалей (Баскет со временем перебрался в Москву, сейчас он дизайнер - по отзывам специалистов, дизайнер высококлассный). Спустя почти десять лет "раскачалась", наконец, и Москва. То, что в Риге и Калининграде граффити прижилось почти сразу же (не в пример Москве), - не только огромная личная заслуга Крыса, популяризировавшего хип-хоп на Балтийском побережье. Есть тут и иная причина, куда более прозаичная. Необходимая для настенной росписи краска аэрозоль в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в "континентальной" России. (Не забывайте, что для граффитиста немаловажно не только количество исходного материала, но и его качество и цветовое разнообразие.) "В Калининграде баллон хорошей краски обойдется вам в доллар, в Москве - в пятерку, а хватит его на метр - от силы полтора - росписи", - делится невеселыми подсчетами Матрас, один из немногих "серьезных" столичных граффитистов.

В последнее время наше граффити заметно помолодело. Рядом с тридцатилетними художниками "первого призыва", которым практически до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза. Правда, при этом, по мнению Матраса, на всю Россию отыщется лишь три-чтыре человека, которые очень активно занимаются граффити, еще человек 15-20 "встают к стенке" время от времени. Для большинства же это просто дань моде, которая, как и всякая иная мода, преходяща. Но, по словам "стариков", мода - модой, а все же многие наши молодые граффитисты рисуют "даже поинтересней художников из соседней, уже изрядно "подкрашенной" Польши".

0

5

Несколько слов о терминологии стритмаста
Back in the day - воспоминания о прошлом. Время, когда человек только начинал свою творческую деятельность. Данный термин также широко используется в рэп музыке.

To bite - копировать чужой стиль. К любителям такого рода занятий относятся крайне недоброжелательно. Это также касается тех, кто снимает различные фишки с комиксов и мультфильмов. Hикогда не делайте этого!

To buff - стереть.

Bombing - идти бомбить, забивать стены, вагоны поездов и т.д., всё, на что можно нанести граффити (слово бомбить в данном случае, как и забивать, означает рисовать, а не разрушать).

Back to back - стена, исписанная вдоль и поперёк, т.е. забитая полностью.

BUBBLE LETTERS - Разновидность шрифта. Считается очень устаревшим. Буквы (letters) имеют вздутообразную форму, потому и называются bubble, что в переводе с английского означает пузырь.

CHARACTER - Мультипликационный персонаж, взятый обычно из журнальных комиксов или мультфильмов для того, чтобы придать надписи или рисунку своеобразный колорит. Чаще всего заменяет какую-нибудь букву в слове.

DIS - Означает оскорблять, унижать. Термин произошел от слова disrespect - неуважение. До недавнего времени являлся сугубо рэперским термином. Теперь же широко используется и среди граффитчиков.

DOPE Dope shit! - Круто, здорово! Также используется в рэп- терминологии, синоним слова cool.

0

6

Советы мастеров
Здесь собраны несколько советов начинающим "райтерам". Ни в коей мере не стоит расценивать их как "школу граффити" - просто несколько советов и все. Если у вас есть свои хитрости и секреты мастерства, то их будут рады разместить практически на любом сайте, рассказывающем о культуре граффити.

- Перед тем как идти к стене, точно решите, что именно вы хотите нарисовать. Стена не терпит импровизаций, это не бумага.

- Вы собрались рисовать без краски? Откроем вам тайну: у вас ничего не получится! Краска - основной инструмент граффитиста. Самой популярной краской уличного художника была и остается аэрозольная нитроэмаль, которую можно приобрести в хрозяйственном или на авторынке. При покупке не забудьте проверить девственную чистоту баллона, так как ее могли нарушить те же продавцы.

- Надо заметить, что баллоны весьма зависимы от окружающей среды, и их лучше использовать при температуре не ниже 0. Зимой же баллоны ведут себя довольно капризно, да и руки могут запросто примерзнуть. Лучше всего спэить в теплую и безветренную погоду. А если все-таки есть ветерок, лучше рисовать "по нему", что бы его порывы краску на тебя же не относили.

- Перед употреблением баллон необходимо как следует встряхнуть, чтобы краска смешалась с растворителем иначе он и будет выходить, а краска останется в баллоне и засохнет.

- Полностью краска выходит только из вертикаль направленного баллона. Если вы рисуете в первый раз - начните с тэга (выведенная одним баллоном подпись автора). Это должна быть цельная и стильная подпись - образец нашего индивидуального стайла.

- Перед большой работой набросайте скетч (sketch). Это позволит не заботиться над реальным воплощением ваших идей около стены. Часто не мешает предварительно сделать разметку стены маркером, мелком или краской.

- Если вы рисуете без специальных насадок, то толщину линии можно задавать расстоянием между стеной и баллоном. Когда подносишь ближе линия тоньше, отводишь дальше - шире. Вести близко и быстро - линия тонкая рассеянная, медленнее - цвет гуще. Баллон нужно держать уверенно. Если спрэить слишком долго в одной точке - краска потечет.

- Не допускайте потеков и грязи - это признак низкого качества работы. После угарного спрэения не забудьте все убрать за собой. Делать это следует не только из соображений культуры, но и из элементарной предосторожности - на дне любого баллона всегда найдется немного краски, которая в "грязных" руках может сильно попортить вашу же работу.

0

7

Стили написания граффити
Были изобретены три основных стиля написания своих мыслей на стене:

1.WILD STYLE - Это когда все красиво ,но ничего непонятно. В этом стиле значение слова или фразы полностью теряется. Главное красота. Довольно трудный стайл, но самый распространённый среди профессионалов.

2.BUBLE LETTERS - Это когда простенько, но со вкусом. Бабл используется в основном для Бомбинга. С него начинают все. Простенькие буквы, классное впечатление.

3.FX STYLE (или daim style) - ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ стиль и в написании, и в раскраске . Буквы трёхмерные и часто завёрнутые настолько, что теряешь чувство нереальности букв. Кажется, что можно до них рукой дотронуться. Но это только если хорошо разукрашены буквы.

Так же в надписях используются всяческие фишки: пузырьки, разломы, торчащие из букв предметы. В общем, есть над чем повоображать. Райтеры любят вставлять в рисунки КЕРЕКОВ (от англ. слова character - персонаж), иногда очень прикольных. В рисовании на стенах не любят тех, кто копирует чей-то стиль. ЭТО НЕ ЕСТЬ ХОРОШО!!!! И очень любят устраивать STYLE WARS (означает войну стилей-райтеров).

0

8

Типы и виды красок

На данный момент молодежная культура граффити начинает развиваться, все ближе подвигаясь к рангу индустрии. Но основная масса людей все равно находится на стадии увлечения или только делает первые шаги на поле художественного творчества.

KINGM
На сколько известно, краска довольно дрянная, будет течь практически на любой поверхности.

FIESTA
Похожа на KING. Течет, цвета тоже не всегда то, что нужно.

ABRO
Это распространенная краска сравнительна дешева, но вместе с тем и сравнительно качественна. Споры о ABRO идут до сих пор, вам может попасться отличный сочный цвет, а может и наоборот, жидкий, сильноразбавленный. Так что с ABRO spray нужно экспериментировать осторожно (лучше всего проверить качество балона сразу в магазине).Начинающим советуем именно эту краску (не следует браться за хорошую краску с малым опытом). Еще одна особенность - достаточно долго сохнет - от 1 до 15 (если несколько слоев) минут.

ACE
Неплохой фирмой является ACE Hardware. Продукция ACE делится на краску для внутренней/наружной отделки и Rust-stop, то есть останавливающей ржавчину; Rust-stop - это всегда насыщенный матовый или глянцевый цвет, краски всегда больше, чем в других балонах. Важной положительной чертой ACE является многообразие оттенков, что дает вам больше свободы, больше фантазии. Если вы сумеете найти эти балоны, то стоит попробовать поработать с ними.

AMERICAN COLORS
Краска хорошего качества скрывается под маркой American Colors, их цена колеблется в пределах 20-25 тыс. Фирма выпускает все возможное разнообразие баллонов: rust stop, обычные, флюоресцентные, оттеночные. Прекрасное соотношение стоимости и качества.

COLORWORKS
Хороший баллон, по качеству краски и ее количеству, но имеет один существенный недостаток. У COLORWORKS кэпсы (caps) не подходят ни к ABRO, ни ко всем остальным баллонам. Далее. Если рисуешь COLORWORKS нужно за раз "убить", то есть израсходовать весь баллон, иначе в месте выхода (на баллоне) краска может засохнуть, и он станет негодным. Так что будьте осторожны.

MOTIP
Очень хорошая краска. Ее ценят и уважают за хорошую покрываемость, количество и качество краски. Многие с этой краской пока не общались, но, как говорят, линия разбрызгивания у нее достаточно четкая и без бахромы, как например у ABRO. Обычно используется для создания ответственных и требующих качества работ.

CRYLON
Мечта всех графферов, есть только на Западе. Лучше этого баллона нет ничего, по крайней мере по мнению многих графферов.

RUST-OLEUM
Этот аэрозоль очень хороший, причем на каждом балоне стоит толстый (skint-cap) колпачок. Вся продукция фирмы относится к rust-stop, что делает ее вдвойне ценной. Краска очень разнообразна по цвету и тону, насыщенна. Она делится на три типа: classic, garden, heritage. Если вы сумели найти место с этой краской и если обладает долей таланта, то ваши рисунки могут поспорить с западными соседями. Дерзайте.

0


Вы здесь » MEGA | Форум нового поколения » Искуство » Граффити